Потомственный керамист в четвёртом поколении
Народный художник Узбекистана

Мухитдин Рахимов

1903 — 1985

Творчество и искусство Мухитдина Рахимова можно рассматривать как оригинальный эксперимент изучения методик и приемов различных школ национальной керамики Узбекистана конца XIX — XX веков, а также методов изготовления керамических изделий в античное время, полированных изделий времен Кушанского царства, керамики Афросиаба периода средневековья, а также бело-голубой керамики времен Темуридов.

Мухитдин Рахимов создал своеобразную энциклопедию узбекской художественной керамики. Кроме того, в 1930-40-е годы он разработал множество приемов реставрации мозаики и майолики архитектурных памятников Узбекистана.

Вспоминая своего отца, мне бы хотелось особенно отметить, что он всегда и во всем был для меня примером – и в семейной жизни, и в творчестве. Я научился у него многому, и стараюсь передать свой опыт и знания своему сыну Алишеру. Я верю, он достойно продолжит семейное дело, начало которому было положено его дедом, Мухитдином Рахимовым.
Акбар Рахимов

Помня о богатом наследии керамического искусства, Мухитдин Рахимов действительно возродил богатейшие традиции керамического искусства Центральной Азии. Мухитдин Рахимов воссоединил художественные практики и научные изыскания, оставив после себя ряд ценных научных монографий и статей.

Его фундаментальный труд «Художественная керамика Узбекистана» содержит весьма важные научные данные и впервые приводит обобщенную информацию о пути развития узбекской керамики в ХХ веке. За эту работу ему была присвоена ученая степень доктора искусствоведения. За научную и художественную деятельность Мухитдин Рахимов был удостоен почетного звания Народного художника Узбекистана, а также Государственной премии.

Вспоминая Мухитдина Рахимова, особенно хотелось бы отметить, что он всегда и во всем был для нас примером — и в семейной жизни, и в творчестве. Научившись у него многому, мы стараемся передать свой опыт и знания следующему поколению. Мы верим, что оно достойно продолжит дело Мухитдина Рахимова.

Работы мастера

Заслуженный Академик Академии искусств Узбекистана
Мастер-керамист в пятом поколении

Акбар Рахимов

1949 — настоящее время

Акбар Мухитдинович Рахимов родился в 1949 году в семье народного художника Узбекистана Мухитдина Рахимова. С юных лет он вырос в среде искусства и увлекся гончарным ремеслом. Секреты гончарного дела начал осваивать в совершенстве в мастерской своего отца Мухитдина Рахимова.

Мечта о том, чтобы получить тяжелую, но невероятно интересную профессию, которую он выбрал с юных лет, изменила его жизнь. Он продолжал в совершенстве изучать каждый процесс в гончарном деле. Он в совершенстве овладел искусством подготовки глины, лепки на гончарном круге, изготовления краски, нанесения узоров. От отца к ребенку перешла способность творить.

Образование
С целью глубокого изучения применяемых в гончарном деле минералов и их свойств, 1966 году Акбар Рахимов поступил на геологический факультет Ташкентского политехнического института имени Абу Райхана Беруни. Во время учебы он изучил сырьевые минералы, используемые в гончарном деле, и создал карту сырьевых минералов, используемых гончарами. В период обучения в совершенстве овладел национальными стилями, продолжая творческую деятельность в мастерской отца.

С целью изучения современных гончарных методов в 1974 году Акбар Рахимов поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского на факультет керамики. Параллельно с учебой он работал в этом вузе мастером (уста). С целью изучения технологии изготовления фарфора в течение 6 месяцев совершенствовал свое мастерство на Ташкентском фарфоровом заводе. В 1974 году был принят в члены Союза художников Узбекистана.

Успех в обучении
После успешного окончания института в 1979 году начал работать преподавателем в этом институте. В течение нескольких лет он обучал многих учеников секретам гончарного дела. Работая в направлении гончарного ремесла создал настенные керамические украшения, фонтаны и камины в национальном духе для современных зданий. Вместе со своим отцом Мухитдином Рахимовым проводил исследования по реставрации древних стилей и добился больших успехов. Создал серию изысканных произведений в стиле красной шлифованной Кушанской керамики 1-3 веков, афросиабской полированной керамики периода Саманидов. Изучал керамические осколки, найденные в археологических раскопках, и проводил исследования по их восстановлению и развитию.

Дом-музей
В 1994 году в целях увековечения памяти отца Мухитдина Рахимова и ознакомления широкой общественности с оставленным им научным и творческим наследием в доме, где жил и творил Мухитдин Рахимов, создал Дом-музей. В творческой мастерской Мухитдина Рахимова представлены 300 творческих работ, многочисленные научные статьи и труды.

Собранные за время плодотворной деятельности Мухитдина Рахимова в период с 1932 года по 1985 год материалы о творческой деятельности гончаров Узбекистана, с 1985 года по сегодняшний день обогащает и дополняет Акбар Рахимов. С 1989 года он возобновил органическую связь с зарубежными гончарами и организовал обменные проекты. В немецких городах Целле, Ганновере и Бонне работал с гончарами и организовал выставки.

Исследования
Акбар Рахимов вёл исследования в сфере совершенствования технологического процесса керамики, возрождения гончарных техник, применявшихся с давних времен, использования в гончарном деле эмалей, изготовленных из натуральных щелочных трав вместо химических эмалей. Организация Юнеско проявила интерес к этим исследованиям и организовала проект «Голубая керамика Самарканда».

В 1998 году был изучен технологический процесс древних плиток, применявшихся в самаркандских архитектурных памятниках. Акбар Рахимов впервые в совершенстве изучил процесс изготовления глазури из щелочной травы и снял фильм о том, как в 19 веке делали глазурь из щелочи. Фильм, отражающий технологический процесс, был показан в 1998 году на семинаре «Голубая керамика Самарканда» гончарам Узбекистана.

В 2004 году был снят 5-серийный фильм «Гончары Узбекистана». Основной целью создания этих фильмов является передача сегодняшних технологий гончарного дела следующим поколениям, дальнейшее развитие гончарного искусства.

Школа «Мастер — Ученик»
В 2006 году Акбар Рахимов осуществил мечту своего отца Мухитдина Рахимова и создал гончарную школу «Мастер — Ученик». Основной целью школы мастера-ученика является дальнейшее развитие национальных гончарных методов и передача их следующему поколению. В Средней Азии начала свою деятельность первая школа гончарного мастерства Мастер-Ученик.

В 2006 году в музее Японии Акбар Рахимов организовал выставку произведений «Династии Рахимовых» Мухитдина, Акбара и Алишера Рахимовых. Эта выставка вызвала большой интерес у специалистов и продолжает экспонироваться в музеях других городов Японии. 26 июня-1 июля 2006 года в школе Мастер-Ученик состоялась международная научно-практическая конференция «Гончары Узбекистана. Древние технологии и материалы». На конференцию были приглашены известные гончары Узбекистана, ученые-археологи, химики-технологи и профессор Университета Аризоны, химик-технолог древней керамики Памела Вандивер.

7-11 августа 2006 года в школе керамики Мастер-Ученик была организована международная научно-практическая конференция гончаров Узбекистана на тему «Форма, узор и содержание». На конференцию были приглашены гончары, искусствоведы, археологи и японские гончары. На конференции были рассмотрены узоры и формы, которые использовались с древних времен, суть их содержания.

Используя информацию, полученную на двух конференциях, гончары создали новые произведения и представили на выставке «Гончары Узбекистана».

Восстановление забытого ремесла
После смерти Шахрисабзского Гончара Ахада Музафарова Шахрисабзское гончарное дело остановилось, а технология мастера не сохранилась. Акбар Рахимов в результате 10-летних практических экспериментов сумел восстановить технологию Шахрисабзской керамики.

После создания Гончарной школы двое внуков Ахада Музафарова были приглашена на учебу и в совершенстве обучены гончарному делу. Было восстановлено забытое Шахрисабзское гончарное ремесло.

Работы мастера

Алишер Рахимов Акбарович

1975 — настоящее время

Мастер-керамист шестого поколения
Заслуженный Работник Культуры
Лауреат премии «Навкирон Узбекистон»
Удостоен медалью «Шухрат»

Алишер Рахимов получил весь талант и опыт семейных традиций от своих отца и деда, также изучал искусство керамики в ведущих образовательных учреждениях страны. Опираясь на опыт отца и деда, несколько лет работал над созданием своеобразной исторической летописи узбекского гончарного искусства. Изделия, созданные Алишером, с успехом экспонировались на многочисленных выставках во Франции, Германии, Японии.

Работы мастера

Керамист 7го поколения династии Рахимовых

Шохрух Рахимов

2002 — настоящее время

В ноябре 2019г. дебютировал в «// INTERNATIONAL BIENNALE OF APPLIED ART HUMAN/ENVIRONMENT/ART/2019» «For a successful creative debut». Здесь он участвовал новой коллекцией под названием «Мир созданный из точек» (The world created by dot).

2020 году окончил Республиканский художественный колледж имени П.П.Бенькова, факультет керамики. Дипломная работа была посвящена Экологической и техногенной проблеме Арала «Проблема Арала». С 2020 года — студент факультета керамики Национального Института Художеств имени Камалиддина Бегзод. С мая 2021 года является наставником социального проекта в «Республиканском центре по социальной адаптации детей» по изучению керамики «Ташкент».

Работы мастера

Контакты

Вы можете позвонить нам, написать на электронное письмо или оставить заявку на прием, а также придти непосредственно по нашему адресу.

Телефон номера
+998 71 249‒04‒35
+998 90 987‒20‒63